×
ПОИСК
MirStudentov.com
О жизни, вере, поиске смысла…
Вопросы о жизни

Неужели зло побеждает?

Как примирить реальность зла в этом мире и существование Бога

VK Share WhatsApp Share Facebook Share Share by Email More PDF

Кто-то из нас еще весной столкнулся с реальностью боли, которую принесла в нашу жизнь пандемия. Но для большинства из нас то, что сейчас называют первой волной, было больше похоже на неудобство. Нам было неуютно и иногда страшно в новых условиях карантина. Однако это сложно сравнить со страданиями, которые испытывают заболевшие коронавирусом или тот ужас, который пришлось испытать врачам. Сейчас мы все понимаем, что проблемы будут только нарастать, пока кризис не пойдет на спад.

Куда же Бог смотрит?

Столкнувшись с бедой, многие задумываются о Боге. Кто-то ищет в Нем утешение и защиту. Искренне верующие люди реже впадают в панику или отчаяние в страданиях. Всемогущий Творец, Который управляет всей Вселенной, явно сильнее, чем какой-то вирус! Ну или мировой кризис, военный конфликт, стихийное бедствие…

Но тогда почему Он не предотвратил эти беды? Почему мирится со страданиями детей, голодом, болезнями и человеческой жестокостью? Если Бог Библии все может, и Он добрый, то почему же Он не всегда вмешивается в трагические ситуации?

Это не новый вопрос. Богословы и скептики спорили о нем столетиями. Некоторые отвергали христианство, споткнувшись об эту дилемму. А другие считали, что вопрос этот просто нельзя задавать. Надо смириться с тем, что мы не понимаем путей Бога, и все!

Конечно, если бы на этот вопрос можно было дать простой и приемлемый для всех ответ, то это было бы уже давно сделано. Вряд ли мы сможем все выяснить в короткой статье. И все же задумываться над такими трудными вопросами полезно для нас.

Откуда взялось зло?

Прежде всего, можно ли считать Бога источником бедствий и горя для людей? Библия говорит нам, что от Него исходит все добро, с которым мы сталкивались в нашей жизни. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» провозглашает апостол Иоанн.

Бог не творит зло. Оно результат греховных действий людей, «диверсионной» тактики дьявола и общей испорченности мира, отвернувшегося от Бога.

Мятежному ангелу, ненавидящему людей, понятно, положено вредить нам. Сами мы тоже с этим хорошо справляемся. В одной вымышленной сцене Бог говорит людям: если вам, действительно, не нравится зло, так не делайте его! Но как насчет зла, у которого, вроде бы, нет автора? Например, генетические болезни. Что-то здесь не так…

Почему мне здесь неуютно?

На самом деле, критики Божьей «жестокости» невольно играют Ему на руку. Откуда у нас вообще берется ощущение несправедливости страданий? Казалось бы, это естественная часть жизни! Люди смертны. Болезни и катастрофы — инструмент «естественного отбора». Мы должны радоваться, что эти инструменты так эффективны!

Но что-то в нас протестует против этой картины мира… Возможно, присущее каждому разумному человеку понимание, что мир должен быть устроен иначе? Своего рода «память о рае», ощущение «сбоя в программе», который Библия называет грехопадением?

Христиане считают, что мы с вами живем на руинах. Изначально, этот мир был задуман прекрасным, и это заметно. Так мы восхищаемся древними дворцами и храмами, даже если от них мало что осталось. Но было бы вам комфортно жить в разрушенном столетия назад здании? Удивлялись бы вы внезапно рухнувшей на вас стене или постоянным сквознякам?

Падающие на нас обломки и жестокий холод мира людей тоже не должны нас удивлять. Мы сделали все, чтобы выгнать отсюда законного владельца — Бога. Кого же винить, что когда-то роскошный дворец пришел в упадок?!

Бог готов быть в ответе за все, а мы?

Тем не менее, Господь не пытается снять с Себя ответственность за происходящее в нашей жизни. Если Бог что-то не предотвратил, это автоматически значит, что Он это допустил по тем или иным причинам. Так что возмущение страдающих людей можно понять.

Правда, тут тоже надо быть честными и последовательными. Мы возмущаемся, что Бог не вмешивается, когда у нас беда. Но одновременно отстаиваем свою независимость от Него. Мы не хотим, чтобы Господь нам указывал, держал нас на поводке. Но очень сердимся, что Бог не держит на поводке других людей. И не избавляет нас от неприятностей, которые мы себе неосторожно создаем.

Но если мы знаем, за что или ради чего мучаемся, то готовы вытерпеть очень многое. А вот бессмысленные страдания перенести тяжелее.

Ничто не случайно

Отсюда следует еще одна причина для наших обид на Бога: непонимание Его целей. Мы воспринимаем Творца Вселенной как джинна из бутылки. Если Он есть, то должен выполнять наши желания и делать нашу жизнь максимально комфортной. Тогда, конечно, каждая неприятность — недоработка этого джинна. Если бед много, это сеет сомнения в существовании, могуществе или доброте Бога.

Библия же говорит о Владыке. Его власть абсолютна. И только Творец понимает, что для нас, действительно, благо.

Говорят, чтобы сформировать крылья, бабочке надо мучительно выбираться из кокона. Можно ее вынуть без страданий. Но тогда она не познает своего предназначения и радости полета.

Бог может уберечь нас от болезни. Но заставить нас задуматься, где мы проведем вечность, может оказаться важнее. Научить нас доверять Небесному Отцу в трудное время — полезнее, чем сделать время легким. Характер и сострадание к другим людям невозможно воспитать, завернув нас в ватку.

Но откуда мне знать, что Бог желает нам добра?

Я не смогу убедительно объяснить: как бесконечная сила и доброта в Боге сочетаются с готовностью терпеть страдания в жизни людей. Я знаю одно. Господь имел полное право остаться равнодушным к нашим скорбям. Это не Его вина, что мы загнали себя в западню. Но справедливого и безразличного к нам Бога очень трудно полюбить, а ведь христиане призывают всех именно к этому.

К счастью, это не так. Бог Библии — не бесстрастный экспериментатор, измеряющий пределы нашей прочности. И уж тем более Он не капризный деспот, забывший о своих игрушках. Если верить Евангелию, то Христос знает страдания, через которые мы проходим, на личном опыте. Он мучился и умирал, чтобы проложить нам выход из ловушки, в которую мы сами залезли. И сейчас, среди эпидемий и бед, Бог добровольно страдает вместе с нами, ради нашего спасения.

Мне, по-прежнему, тяжело смотреть на страдания малышей, на болезни стариков, на мирных жителей, гибнущих под бомбами. Мне бывает страшно думать о будущем своей семьи. Но в одном я уверен. Бог никогда не отворачивается от меня. Он с нами в самое темное время. Вместе с доверившимися Ему людьми Господь продирается через руины нашего мира к выходу. А значит, если держаться за Него, рано или поздно выйдешь во свет. И поймешь, что даже самая тяжелая дорога имеет смысл, если ведет к цели.

 Как начать взаимоотношения с Богом…
 У меня есть вопрос…

ПОДЕЛИТЬСЯ:
VK Share WhatsApp Share Facebook Share Share by Email More